Зерно взойдет на «Парнас»

Фильтры

Регион

Новости

Зерно взойдет на «Парнас»

Традиционно Санкт-Петербург не считается транзитным регионом для зерновых грузов - здесь отсутствуют специализированные портовые терминалы и элеваторы. Однако ситуация может измениться благодаря развитию тыловых терминалов, перегружающих зерно в контейнеры. О планах развития таких услуг ИАА «ПортНьюс» рассказали в компании «Парнас-АПК».

Колоски доросли до контейнеров

После отмены зернового эмбарго правительством России, отечественное зерно хлынуло на экспорт, восстанавливая свои позиции на мировых рынках. Спрос на зерно в мире достаточно высок, особенно со стороны азиатских стран. Однако в России обнаруживается дефицит соответствующих логистических мощностей.

Если говорить конкретно о Санкт-Петербурге, то потребность экспорта зерна отсюда имеется, однако небольшие объемы единовременных поставок не позволяют инвестировать в крупные специализированные зерновые морские терминалы и элеваторы. Поставка зерновых балкерами (требующими большой единовременной загрузки) из Санкт-Петербурга, в большинстве случаев, также экономически нецелесообразна из-за необходимости формирования больших партий груза, привлечения к единовременным перевозкам большого количества специализированного железнодорожного транспорта с учетом его постоянного дефицита.

Тем не менее, выход из данной ситуации имеется. Он заключается в развитии «сухих портов» (тыловых терминалов), которые предоставляли бы услуги грузоотправителям по перетарке зерна в контейнеры. Использование контейнера позволяет - во-первых, обеспечить возможность поставок небольших партий зерновых, во-вторых, не требует создания специализированных морских терминалов и строительства элеваторов, в третьих, позволяет использовать порожние контейнеры линий для последующей отправки грузов на экспорт. Дело в том, что при транспортировке зерна потребителям в Юго-Восточной Азии фрахт контейнеров получается дешевле фрахта балка, так как при этом задействуются контейнеры, которые шли бы из России порожними. Несмотря на увеличение уровня наполняемости возвратных контейнеров за счет увеличения экспорта навалочных грузов (удобрений, металлолома и пр.), порядка 30-40% высвобождающихся контейнеров отправляются обратно порожними. Поэтому линии очень заинтересованы в продвижении услуг компаний, занимающихся перетаркой грузов в контейнеры, в т.ч. и зерновых.

По подсчетам экспертов, направлять балкер с зерном из Санкт-Петербурга в Юго-Восточную Азию экономически обосновано лишь при его загрузке в объеме не менее 12,5 тыс. тонн, в то время как использование контейнеров снижает этот порог до 1-2 тыс. тонн. Конечно, при этом добавляются затраты на затарку зерна в контейнер и сопутствующие услуги, однако в итоге стоимость транспортировки в расчете на тонну сопоставима со стоимостью транспортировки балкером. При этом нет необходимости формировать большую партию груза. Здесь же используются и другие преимущества контейнеров, позволяющие гораздо проще организовать доставку незначительного объема груза «до двери» получателя. В этом случае возникает возможность повышения маржинальности сделок за счет прямых поставок зарубежным потребителям, минуя посредников в стране назначения.

Услуги по перетарке зерна в контейнеры в Санкт-Петербурге в настоящее время предоставляет ООО «УК «Парнас-АПК»», которое является собственником специализированного крытого комплекса по затарке зерна в контейнеры насыпью, расположенного в северном районе Санкт-Петербурга на территории элеватора ОАО «Резервхлеб». Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в «Парнас-АПК», компания готова предоставить полный спектр услуг в сфере экспортно-импортной транспортной логистики зерновых грузов. Существующая технология позволяет осуществлять затарку 20-ти футовых контейнеров зернопродуктами до их максимальной грузовместимости (26 тонн) без предварительного снятия с площадок контейнеровозов.

По мнению участников рынка, экспорт зерновых в страны Юго-Восточной Азии из России в перспективе будет расти, как и потребность в наличии соответствующей инфраструктуры в транзитных регионах страны.

«Объемы производства и экспорта российского зерна за последние годы устойчиво растут. Экспортный потенциал российского зерна к 2020 году оценивается в 40–45 млн тонн зерна в год. Одним из приоритетных направлений развития экспорта российского зерна с объемом 5–6 млн тонн в год становится его поставка в страны Юго-Восточной Азии», - сказал заместитель генерального директора «Объединенной зерновой компании» Арам Гукасян, участвуя в прошедших в октябре 2011 года российско-японских переговорах по вопросам расширения экспорта зерновых культур из России в страны Азии.

В связи с этим, благодаря развитию тылового терминала в Санкт-Петербурге, можно ожидать роста зернового транзита и через город на Неве. Последующий этап расширения терминала предусматривает перетарку и других навалочных продовольственных грузов (льна, гороха, проса, горчицы и т.п.), в том числе с использованием специальных контейнерных вкладышей, производимых петербургскими компаниями.

Источник: Portnews.ru

Также в разделе

Комментарии (0)