Казахстан: Зерно разоряет производителя

Фильтры

Регион

Новости

Казахстан: Зерно разоряет производителя

Участники зернового рынка обеспокоены сложившейся ситуацией вокруг дефицита зерновозов, которая еще более усугубилась решением руководства КТЖ передать значительную часть подвижного состава АО «НК «Продкорпорация» для перемещения зерна внутри страны. Решение связано с необходимостью освободить элеваторные мощности для зерна нового урожая.

Напомним, что в адрес зерноотправителей 12 сентября была направлена телеграмма следующего содержания. «В целях обеспечения перевозок зерна потребителям Казахстана, особенно перемещения 500 тыс. тонн по заявкам АО «НК «Продкорпорация» и по Меморандумам между областными акиматами, для сохранения парка казахстанских зерновозов, приказываю с 12.09.11 организовать первоочередную погрузку зерна во внутриреспубликанском сообщении», - сказано в телеграмме-распоряжении.

Практика переброски зерна в ожидании нового урожая была применена и в прошлом году, что говорит о системности проблемы оптимального распределения зерновых ресурсов в республике.

В прошлом году, согласно планам Правительства, переброска зерна из северных регионов в западные началась в августе. Она начата в связи с тем, что на западе республики наблюдается дефицит пшеницы, а также удорожание муки и хлеба на фоне засухи. «Сейчас основная задача - мы должны 400 тысяч тонн зерна перебросить на запад страны. Уже есть необходимое постановление Правительства, есть необходимые договоренности и деньги, и первую переброску начинаем», - сказал тогда ответственный секретарь МСХ РК Аман в интервью журналистам.

Информационное агентство провело по этой ситуации обширный опрос среди участников рынка и государственных служащих, а также направило запросы в официальные структуры с просьбой прокомментировать ситуацию.

Как сообщили корреспонденту ИА «Казах-Зерно» в пресс-службе АО «НК «Продкорпорация», «вопрос о перемещении зерна из северных регионов на юг и запад страны был поднят на заседании Правительства РК 21 августа текущего года. До этого момента речи об этом не велось, поэтому это стало неожиданным, в том числе и для нас. Однако тот факт, что якобы из-за этого перемещения остановился экспорт и упала цена на пшеницу - это дезинформация. Так как в данной операции задействовано всего 700 вагонов из вагонного парка АО «НК «Казахстан темир жолы. Это же не весь парк, поэтому данные сложности произошли не из-за этого».

Сказать, падение цен на пшеницу - это дезинформация, проще всего. Специалисты АО «НК «Продкорпорация» не могут не знать, что в первую половину сентября пшеница подешевела практически на $60, ячмень - на $30. Теперь о вагонах. Много это или мало - 700 вагонов? Это составляет почти 15% от общего парка зерновозов. Казахстан всегда имел дефицит собственных зерновозов. Даже в менее урожайные годы для перевозки зерна их не хватало, а сейчас тем более каждый вагон на вес золота.

А управляющий директор по коммерческим вопросам АО «НК «Продкорпорация» М.С. Секенов в телефонной беседе заявил корреспонденту агентства: «Какими вагонами собираются грузить зерно КТЖ или арендованными изначально, до того как вышла официальная бумага, мы не знали, так как это в нашу компетенцию не входит, для нас этот вопрос не имеет никакого значения. Как и тот факт, сколько времени будут грузить, это от нас не зависит».

Комментарий к статье на нашем сайте от читателя: «Почему не вывезли государственное зерно с севера летом, когда парк зерновозов стоял без работы? Ответ прост: на элеваторах госзерно числится только на бумаге. Это зерно продано в прошлом сезоне за 45-50 тысяч тенге. Теперь структуры скупают зерно по 15-18 тысяч тенге, чтобы недостачу поставить на место. Хороший «бизнес» от схемщиков Продкорпорации. Отсутствие зерна подтверждает отсутствие перевозок по КТЖ. Вагоны заморозили, чтобы цены и дальше упали».

К сожалению, трудно проверить, насколько достоверна информация нашего читателя. На 1 августа, по данным Агентства РК по статистике, в Казахстане запасы зернобобовых составили 2 978 609 тонн и уменьшились на 14% по отношению к началу прошлого месяца.

Запасы зерновых в большей степени представлены продовольственным зерном - 2 784 662 тонн, или 93,5% от общих запасов, из которого 2 733 093 тонны - продовольственная пшеница (91,6%).

Остается только гадать, специально ли это делается, в конкурентных, так сказать, целях, либо по недомыслию и неспособности эффективно организовать перемещение зерна, не затрагивая чужих интересов. И первое, и второе одинаково плохо.

В первом случае такую конкуренцию за вагонный парк можно смело назвать недобросовестной. Ведь именно в период уборки урожая трейдеры могут делать самый выгодный для себя закуп и в оптимальные сроки отправлять зерно получателям. Заметьте, трейдерам негде, да и не выгодно хранить зерно, выжидая вагоны. Провести закуп, погрузку в вагоны и отправку они должны практически одновременно.

Еще мнение одного из руководителей крупной зерновой компании в СКО: свободные зерновозы на станциях сегодня есть, так как Продкорпорация грузит всего по 10-15 зерновозов в день. При этом на станциях имеется по 100-150 вагонов, их попросту отказываются выдавать. «Зерновозы на станциях есть и их достаточно. Однако их нам не предоставляют, ссылаясь на официальную бумагу и запрет со стороны руководства. Так зачем же эти вагоны простаивают? Совершенно непонятно…», - говорит руководитель компании.

Понятно, что вагоны оставлены в качестве резерва для той же Продкорпорации, которая будет грузить свое зерно, в том числе и коммерческое, воспользовавшись официальным запретом КТЖ. Поди потом разберись, в каких целях было отгружено зерно.

Менеджер трейдерской компании «Гранд-Фэмили» в СКО тоже высказывает свое недовольство ситуацией, связанной с перемещением зерна. «Очень многие компании уже взяли предоплату по отгрузке зерна, и теперь все застопорилось, контракты «горят». Как им теперь быть, ведь никто эти потери им не покроет. То, что сейчас отгружают - это одна проблема, как только переместят, будет другая проблема - все массово начнут отгружать зерно в южные страны, и вагонов опять не будет. Из-за этого рухнет цена. Как можно так несвоевременно проводить все действия в нашей стране, переместили бы раньше, и не было бы проблем», - говорит он.

АО «Продкорпорация» выполняет на рынке две иногда взаимоисключающие друг друга задачи. Первое - она является государственным оператором на рынке зерна. В ее обязанности входит обеспечение Продовольственной безопасности страны и стабильности внутреннего зернового рынка. С другой стороны - это коммерческая структура и ничем в этом смысле не отличается от рядовой трейдерской компании. То, что хорошо для корпорации как для государственного оператора, не всегда хорошо для нее как коммерческой организации, и наоборот. Как для коммерческой структуры, Продкорпорации важно обеспечить себя вагонами именно в период уборки нового урожая и низких цен.

Противоположное мнение Нурлана Тлеубаева, президента «Зернового союза Казахстана»: «Трейдеры отстаивают свои интересы, те кто выращивает зерно - свои, нужно понимать, что трейдеры не вкладывают денежные средства в сельское хозяйство. А когда наступает конец августа, сентябрь, они покупают зерно и тут же отгружают, при этом не несут никаких затрат, так как сами ничего не выращивают. Позиция у них очень короткая, так как отгрузка должна проходить в сроки (месяц), поэтому понятно их недовольство ситуацией с вагонами. Как разворачивалась вся эта ситуация?

А дело было так: 22 августа под руководством Премьер-министра прошла госкомиссия, на основании действующего поручения Президента страны, которое он дал 11 августа. Когда, напомним, он поставил две задачи: обеспечить сохранность урожая; помочь реализовать выращенное зерно. На основании этого Правительство поручило с целью поддержки товаропроизводителей Продкорпорации закупить 5 млн. тонн зерна нового урожая по цене 25 тыс. тенге за тонну. Минсельхоз подсчитал и решил, что этой суммы для того, чтобы покрыть затраты и получить минимальную прибыль, достаточно. Для крупных компаний, которые сеют, убирают и реализуют выращенное зерно, чтобы они могли тоже не за бесценок продать зерно, плюс для того, чтобы освобождать элеваторы, которых у нас и без того не хватает, государством принято решение стимулировать экспорт 2 млн. тонн зерна. Единственным направлением, где можно было реализовать данный объем, - это Черное и Балтийское моря, но для того, чтобы туда везти из Казахстана, нужно заплатить 135 долларов. Поэтому было принято решение, как и в 2009 году, частично возмещать затраты компаний в размере 40 долларов с тонны. Это хорошо и зерновым, и трейдерским компаниям для того, чтобы они не несли существенных убытков. В северных регионах Казахстана осталось 500 тыс. тонн зерна переходящих запасов, а мощностей для хранения итак мало. Учитывая тот факт, что в Актюбинске, Уральске и на юге есть свободные элеваторы, было принято решение отгрузить зерно туда, что происходило каждый год. Продкорпорация выделяет для этого деньги из бюджета и начинает перемещать 500 тыс. тонн. 22 августа об этом было сказано, но пока принято соответственное решение, перемещение зерна началось только в сентябре.

В это же время железная дорога продолжает принимать планы, трейдеры подогрели ажиотаж на казахстанское зерно, в том плане, что Средняя Азия ждала, что Казахстан будет поставлять зерно в большом объеме. Тем более, на фоне повышающейся цены на российское зерно и того, что цена на казахстанское зерно ниже, чем была раньше. Но нужно понимать, что у КТЖ всего 4,5 тыс. вагонов, и обижаться на них тоже не имеет смысла. Так, по сводке КТЖ на 14 сентября, 1000 вагонов сразу ушло на Каспий, через порт Актау, 1000 вагонов ушло в Среднюю Азию, на Сары-Агаче они стоят, Узбекистан их не пропускает, 1000 вагонов пошло через Россию в Азербайджан (Самур), 1000 вагонов загрузили зерно Продкорпорации и отправили. Остались у КТЖ в наличии 300-400 вагонов на внутреннее перемещение, из-за этого трейдеры не получают вагоны уже 12 дней. Есть такое понятие «основной план», который принимается до 10 числа каждого месяца, на сентябрь основной план на экспорт был всего 115 тыс. тонн, все пошли допланом. Дополнительный план железная дорога не гарантирует, они говорят - по мере возможности.

16 сентября под руководством директора КТЖ Мамина в столице состоится собрание, с участием крупнейших держателей вагонов, в том числе Русагротранс, Технотранс, Балтик групп. Так как Казахстану нужно порядка 10 тыс. вагонов, вопросы аренды будут решаться на месте. И это положительное изменение, что у нас такие проблемы уже начали решать заранее, а не во время. Что касается экспорта, в 2010-2011 МГ 5 млн. тонн муки и пшеницы по ж/д магистрали уходило. Можно было и больше отгрузить, но не было заявок. В этом году в августе было отгружено уже 154 тыс. тонн муки и столько же пшеницы, в сентябре, по нашим прогнозам, будет уже 250-300 тыс. тонн пшеницы, в октябре - 500 тыс. тонн пшеницы, в ноябре - 700 тыс. тонн, к декабрю будет 800-900 тыс. тонн экспорта, пока придут арендованные вагоны и т.д. Если бы все компании до 10 августа заказали на сентябрь 500 тыс. тонн экспорта, то заранее за эти 20 дней бы КТЖ могло подготовиться, но в основном плане было всего 150 тыс. тонн. А план по факту будет выполнен.

Если говорить о запланированном экспорте в 10 млн. тонн, то, на мой взгляд, это вполне реальный объем, лишь бы было зерно, так как еще много остается на полях. Дело в цене, ведь за бесценок отдавать никто не будет. Поставить на элеваторах по 100 долларов за тонну - все заберут сразу, но это не выгодно. В этом году 5 млн. тонн зерна с рынков убирается, 2 млн. тонн - субсидируются, это до нового года. Если без потерь удастся собрать урожай, тогда в январе, как только субсидии на 2 млн. тонн будут заканчиваться, Правительством будет просубсидировано еще 2 млн. тонн. Средняя Азия забирает всего 6 млн. тонн, у нас 4 млн. тонн получаются лишние, 2 млн. тонн отпадают, если эти 2 млн. тонн будут просубсидированы, то никто не пострадает и не прогорит. Если же Правительство не поддержит в январе-феврале, когда идет подготовка к посевной, цены на зерно значительно упадут.

По поводу возмещения транспортных расходов трейдеров в размере $40/тенге, - это правильное явление. 2009 год это показал, тогда, напомним, 2 млн. тонн сразу ушло, так что практику господдержки нужно продолжать», - считает Нурлан Тлеубаев.

В Минсельхозе по телефону ситуацию с перемещением зерна отказались комментировать, не получили ответа мы и после официального запроса в их адрес, в пресс-службе ведомства нам заявили, что наш вопрос находится на рассмотрении у руководства, и когда нам ответят на него - никто не знает.

А на наш вопрос в департаменте земледелия и фитосанитарной безопасности МСХ нам объяснили, что решение о перемещении зерна было принято именно в августе, а не июне или июле, так как точно никто еще не мог сказать, сколько зерна соберут. Так как в связи с плохими погодными условиями при севе было трудно что-то прогнозировать. Сейчас ситуация более или менее прояснилась, и начали перемещать. Данные работы по перемещению запланированы на сентябрь-ноябрь текущего года. Сейчас главный вопрос - это финансирование. Так как перемещение зерна - это комплексный вопрос и очень затратный. На совещаниях совместно с руководством КТЖ неоднократно поднимался вопрос, как поступать с вагонами. Как говорит руководство КТЖ, сейчас отдать вагоны зернотрейдерам - это рискованно, потому что урожай созрел богатый и его нужно перемещать внутри страны, а если трейдерам будут давать вагоны, то пока они вернутся (это 20-30 дней), ситуация вокруг зерна в стране может обостриться. Так что, в любом случае, при сборе большого хлеба кто-нибудь все равно бы пострадал - либо трейдер, либо крестьянин.

Совершенно верно. Отдавать вагоны зернотрейдерам - это же рискованно. Они же начнут вывозить зерно, а крестьяне начнут его реализовывать. И тогда ни крестьяне, ни трейдеры не пострадают, а цены на зерно будут на приемлемом уровне. В отрицательном балансе останется лишь упущенная выгода Продкорпорации. Такого позволить чиновники, конечно, не могут. И поэтому они создают на рынке такие условия, чтобы обеспечить свои интересы в первую очередь и гарантированно при любой ситуации. Они прекрасно понимают, что потерянные кем-то деньги в конечном итоге становятся кем-то найденными.


Директор КТ «Мамбетов и Ко», СКО, К.С. Мешенёв: «Действительно, трудности в связи с остановкой экспорта есть и у нас, крестьян. В том числе и из-за этого сегодня цена на пшеницу падает ускоренными темпами. Нам предлагают по 15-17 тыс. тенге за тонну пшеницы. Это практически себестоимость, а работать по себестоимости для нас - это путь в никуда. Так как сегодня мы работаем по себестоимости, завтра большая часть хозяйств будет экономить на выращивании зерна, из-за этого упадет его качество и так дальше. Как можно, не считаясь ни с кем, остановить экспорт зерна? Сегодня необходимо наоборот направить логистику зернового рынка в сторону «агрессивного» экспорта для того, чтобы выходить на новые рынки и тем самым развивать экономику государства в целом. Нужно искать новые рынки сбыта. Пусть говорят, что это практически невозможно, но в советские годы итальянцы ели спагетти из нашего зерна, а англичане - булочки. Перспективы для этого есть, нужно просто правильно выстроить политику в отношении экспорта. Почему Африка не покупает зерно у нас, а берет у французов? Ведь не потому, что их не устраивает цена или качество. Все дело в том, что наше государство не может заключать долгосрочные договоры на поставку зерна, скажем, на 5 лет. Потому что в этом году зерно есть - поставляем, в следующем его нет - ну уж извините.

Продкорпорации закупать нужно, видимо, больше - миллионов 10, чтобы не было проблем с экспортом, а не говорить о сокращении производства зерна. Ведь тот, кто владеет хлебом - владеет миром».

Казахстан допущен в участии во многих закупочных тендерах африканских стран, в том числе и в тендерах крупнейшего импортера зерна Египта. Государственный импортер Египта - компания GASC - приглашает к участию в тендерах широкий круг поставщиков из Румынии, Европы, США, Канады, Австралии, в том числе и из Казахстана. В этом году была приглашена и Украина, которой было отказано ранее из-за низкого качества зерновой. Но крупные мировые поставщики пшеницы предпочитают работать сейчас именно с российской, как наиболее конкурентоспособной на мировом рынке пшеницей.

В отличие от соседней России, в текущем сезоне Казахстану пока не удалось заключить контракты на поставку пшеницы в Египет, который является крупнейшим мировым импортером.

По прогнозам USDA, урожай зерна в Казахстане в сезоне-2011/12 прогнозируется на уровне 19,2 млн. тонн. Валовой сбор пшеницы может составить 16 млн. тонн. USDA также прогнозирует экспорт казахстанской пшеницы в 2011/12 МГ в объеме 7,5 млн. тонн, но эксперты сомневаются, что страна сможет вывезти данный объем зерна.


Аналогичное мнение у руководителя КХ «Агро-Север»: «Мы всегда продавали зерно нового урожая трейдерским компаниям. Причем цена была достаточно высокая, насколько знаем, закуп зерна, объявленный Продкорпорацией, по 25 тыс. тенге даже сегодня полноценно не осуществляется из-за того, что у нее нет денег. Нам лучше продать трейдерам, чтобы быстрее погасить все задолженности, по 23-24 тыс. тенге, чем ждать у моря погоды Продкорпорации за якобы 25 тыс. тенге. Теперь же трейдеры в связи с тем, что нет возможности вывозить, покупают по 15-17 тыс. тенге, так как у них нет гарантии, что они быстро и без потерь все это реализуют. Как результат мы вынуждены продавать по 15 тыс. тенге, тем самым отбивая только себестоимость, ни о какой прибыли и речи быть не может».

В общем, себестоимость производства зерна - это понятие очень индивидуальное для каждого предприятия отдельно. Если у предприятия высокая кредитная задолженность, которую он вынужден включать в себестоимость производства зерна, если у него в лизинге техника, отчисления за которую он тоже не зачисляет в прибыль. Если у него к тому же урожайность не на уровне и хромает производительность труда, то тогда себестоимость одна, если всего этого нет, то она совершенно другая. Как говорится, почувствуйте разницу. К сожалению, времена, когда прибыль в 100% являлась нормой, безвозвратно ушли в прошлое.

Директор сельхозотдела ТОО « Концер Цесна-Астык» А.И. Шестаков считает, что данное перемещение зерна, организованное Продкорпорацией, правильное, но при этом можно было данную операцию провести раньше, когда не было еще нового зерна. «Но у нас, к сожалению, все вопросы такого рода решаются долго, и в итоге в жизнь то или иное решение претворяется запоздало. «А главная проблема на текущий момент - это недостаток вагонов, и с этим нужно что-то делать. У сельхозников две беды: первая - это когда зерна нет, а вторая - когда его слишком много», - рассказал он корреспонденту нашего агентства.

Действительно, что-то надо с этим делать. Стране нужно решать проблему с транспортировкой зерна. Решений проблемы только две. Одно из двух: Казахстану нужно больше зерновозов или, в другом случае, нужно обеспечить их движение в более скоростном режиме, примерно на скорости вагонов-метро «Сапсан» между Петербургом и Москвой. Главное, чтобы они не развалились при этом на части из-за своей древности.

Заместитель председателя Е.А. Алимкулов Агентства РК по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) прокомментировал ситуацию следующим образом: «У нас информации, что экспорт в связи с перемещением зерна Продкорпорацией практически был остановлен, не проходило. Трудно сказать, законно или нет то или иное решение, когда не знаешь сути вопроса полностью. Если это связано с обеспечением продовольственной безопасности, то законно. В данном случае нужно разбираться, кто пострадал и из-за чего, а пока никак ситуацию комментировать мы не будем».

«Эта неразбериха довела до того, что пшеница за неделю упала в цене до $50. Закупочные цены упали ниже себестоимости – до 14 тыс. тенге за тонну. Это приведет к массовому банкротству сельхозпроизводителей. Снижение цен на зерно – вновь главная проблема АПК», - говорит один из участников зернового рынка.

Без комментариев. Кто прав, кто виноват - вот в чем вопрос.

Источник: kazakh-zerno.kz

Также в разделе

Комментарии (0)